Азия, направление нами не изведанное, а потому очень любопытное. Поэтому после длительных колебаний, куда поехать, на Первомайскую звездочку или неизведанный край, в итоге победил последний. На подготовку и сборы отвели 2 месяца. После детального изучения выяснилось что казахстан это не только унылая степь, а кое какие интересные достопримечательности, о которых нам удастся вам поведать по ходу нашего путешествия. Но обо все по порядку.
Ночь первая. Заброска.
Выехать решили в ночь с 30 апреля на 1 мая, ночью и дальнобоев поменьше и сотрудников ДПС. Да и выспаться в ночь перед выездом как всегда не получается.
Заброска до Казахстана ничем особо интересным не отличилась. Разве что после моста через Каму, пропал приличный асфальт, и чем ближе мы подбирались к Самаре, тем хуже он становился. Фантазировали на тему уж не Чапаев ли продолжает тут биться с врагами народа, оставляя за собой дорогу похожую на поле боя. На ночлег остановились почти на границе, оставив таможню на утро. На гостинице решили сэкономить, нам показалось что в машине у нас не хуже, разве что удобства на улице.
День первый. Казахстан.
Вложение:
DSC_0158.JPG [ 5.07 MiB | Просмотров: 3619 ]
Дорога на территории пограничного перехода, равно как и возле нее, представляет собой жалкое зрелище. Проваленный асфальт, в большенстве случаев вообще отсутствующий. Даже нам на 33 колесах дорога показалась не очень, а как тут ездят легковые автомобили и большегрузы вообще не понятно. За державу обидно. Российскую таможню прошли достаточно быстро. Сотрудники встретили вежливо и приветливо. А на Казахской стороне формальностей оказалось больше. Прохождение границы начинается с паспортного контроля. Небольшая будочка, куда единовременно запустили около 50 человек, которые сразу создали "базар". Положение усугубилось тем, что не было никакой информации о прецедуре прохождения паспортного контроля. Поэтому сотрудники как "попугаи" повторяли ее каждому подошедшему к окну регистрации. Наверное тут так принято....
Паспортный контроль это еще не все, после этого досмотр машины. Важный пограничник подошел к нашей машине и стал искать контрабанду. Попросил открыть дверь и тут нам сообщил что наш автомобиль совершенно не готов к прохожлению процедуры досмотра. Видимо его представление было вдребезги разбито "спальником" вместо задних сидений. После чего он бессистемно стал шарить по машине, залез в бардачок, между сидениями, в сумку с личными вещами от чего досмотр было бы правильнее назвать "шмон". Спорить не стали, пусть смотрит что ему нужно, контрабанды у нас все равно нет. На этом таможенные формальности были закончены и мы въехали на территорию Казахстана.
Первым делом купили местное ОСАГО. Стоит 450 рублей на 15 дней. Почему 450 рублей и по какому тарифу расчитывается с ходу понять не удалось, и поскольку сумма не такая уж большая разбираться не стали. Почитали про лимиты выплат, нашли сумму в 2000, но в какой валюте выяснить не удалось. Надеемся что и не пригодиться.
Первый город на нашем пути - Уральск. Сразу на въезде были остановлены экипажем местной дорожной полиции. Здесь принято здороваться за руку в том числе и с представителями власти, немного необычно, но достаточно забавно. Сотрудник долго ходил вокруг нашей машине, проверил все документы и предложил пройти в патрульный автомобиль. Пока я шел, думал что же мы успели нарушить, за что нас сейчас намереваются наказать. Оказалось им не понравился наш гос.номер, который по их мнению был установлен в неположенном месте, а именно смещен вправо относительно оси автомобиля. После небольшого диалога полицию удалось убедить что это не "бага", а "фича", и мы были отпущены с миром.
Зашли в магазин и купили местную симку, чтобы у нас в дороге был интернет, после выдвинулись дальше. У нас сегодня по плану добраться до Атырау, до него 500 км. пути.
Пейзажи вокруг дороги не отличаются разнообразием. Вдоль дороги стоят сухие деревья. Ну не могут же они все высохнуть разом, долго думали и решили что возможно они еще не проснулись после зимы. По пути нашли еще поляну цветущих диких тюльпанов. Маленьких но очень симпатичных.
Вложение:
DSC_0104.JPG [ 3.72 MiB | Просмотров: 3620 ]
Вложение:
DSC_0110.JPG [ 4.24 MiB | Просмотров: 3620 ]
Вложение:
DSC_0119.JPG [ 5.85 MiB | Просмотров: 3620 ]
Выходит степь не такая уж и однообразная.
По мере приближения к Атырау пейзаж за окном меняется из степного в пустынное. Пропали наши "сонные" деревья, поля с тюльпанами, среди степной зелени все больше проплешин безжизненного песка. Вместо лошадей и баранов начали появляться стада верблюдов.
Вложение:
DSC_0172.JPG [ 6.11 MiB | Просмотров: 3619 ]
Любопытно что нас ждет завтра.
Краткая справка для любопытствующих.
Национальная валюта Казахстана называется Тенге. Курс за 1 рубль дают 5 тенге.
Бензин стоит дешевле чем в Росии, примерно 22 руб. за литр 92-го.
Автомобильный газ продают по 11 руб. за литр.
Газовых заправок не сказать что бы много, но рассредоточены они весьма удачно. Запаса ходу на газу вполне хватает от заправки до заправки.
На ночлег остановились в придорожной гостинице. В полной готовности выложить в сеть начало отчета. Но увы... Планшет показал хорошую связь, но при этом полное отсутствие интернета. И вообще, как выяснилось позже, интернета в Казахстане нет, или почти нет. Так что судя по всему отчет появится только по возвращению в Россию.
День второй.
Утром дали себе немножко поспать. Собрались. Пока я проверял машину перед выездом, ко мне подбежал администратор гостиницы, казах, и радостно сообщил что стоянка при гостинице стоит 200 тенге. Денег ему не дали, потому что считали что и так сильно переплатили за предоставленный номер.
Можно считать мы вышли на маршрут. Первой точкой намечен хребет Актолагай. Куда мы собственно и направились. Пока ехали обнаружили интересную особенность оформления кладбищ. У Казахов принято на каждой могиле строить склеп, от чего погосты выглядят как миниатюрные города.
Вложение:
DSC_0155.JPG [ 4.59 MiB | Просмотров: 3619 ]
Если сравнить сами населенные пункты и кладбища,
Вложение:
DSC_0185.JPG [ 4.97 MiB | Просмотров: 3619 ]
то на наш взгляд "дома" на кладище выглядят гораздо добротнее.
На хребет зашли с севера, что бы заодно пройтись по казахской степи. Асфальт кончился сразу после Атырау. Вернее как сказать кончился, асфальт был но в таком состоянии что ехать рядом по степи было гораздо быстрее. Судя по количеству накатанных дорого рядом с основной, так поступают все.
Вложение:
DSC_0196.JPG [ 5.56 MiB | Просмотров: 3619 ]
И это местная федеральная трасса. В Доссоре заправили все что можно было, газ, бензин и ушли в сторону Мукута, последний был отправной точкой к нашей цели. Вот тут то и начались наши приключения... Как нам казалось мы выбрали правильную дорогу, как же мы заблуждались. В степи нет понятия "правильная дорога", есть только понятие азимут. И вот с этими понятиями мы разобрались не сразу. "Правильная дорога" ведет себя всегда по разному, она может просто неожиданно закончиться, а может идти по кругу. В общем с этим мы разобрались после 3 часов поиска "правильно дороги". И решили пойти по азимуту. Что в начале получалось у нас весьма неплохо, до тех пор пока мы не уперлись в большой овраг, местами наполненный водой. Что это за овраг, когда он образовался, откуда он тут взялся было непонятно, потому что на карте он обозначен не был. Теоретически нам преодолеть его по силам, но практически, одна ошибка и застрянем мы в этом овраге надолго. Поэтому долго, долго ехали вдоль него, в поисках безопасного мета преодоления препятствия. Попутно открывая для себя такое явление природы как степь... Это место наполненное жизнью. Полчище сусликов, деловито снующих туда-сюда, видели лису. Воздух наполнен ароматами трав.
Вложение:
DSC_0212.JPG [ 4.92 MiB | Просмотров: 3619 ]
В общем степь и пустыня это очень разные вещи, хотя с водой тут тоже напряженка. Пока мы делали для себя эти открытия, нашлось местечко которое, как нам показалось, вполне пригодным для того что бы перебраться через овраг. Ну что же, рискнем... Место которое нам приглянулось, около трех метров в глубину с углами съезда и подъема примерно 60-65 градусов.
Вложение:
DSC_0225.JPG [ 5.19 MiB | Просмотров: 3619 ]
В общем то перевалили через овраг достаточно легко, за исключением того что на выходе, то ли от удара, то ли от слишком больших оборотов, лопнул патрубок системы охлаждения, и мы потеряли весь тосол. От чего двигатель мгновенно перегрелся. Быть в степи и не закипеть, это видимо как то не "по пацански", но приятного в этом мало, способность самостоятельно передвигаться мы потеряли. Достали ремнабор и потратили около 30 минут драгоценного светового дня на починку.
Вложение:
DSC_0226.JPG [ 4.33 MiB | Просмотров: 3618 ]
Вложение:
DSC_0227.JPG [ 4.81 MiB | Просмотров: 3618 ]
В систему охлаждения вылили весь запас тосола, которого еле еле хватило. Поскольку время близилось к заходу солнца, а до цели еще около 80 км., стало понятно что придется ночевать в голой степи, а не в живописном мете как мы предполагали. Проехали еще немного до тех пор пока не стемнело и разбили лагерь. На всякий случай, по спутниковой связи, сообщили наши координаты надежным людям. Пока готовили ужин, окончательно стемнело. Нашему взору представилось ясное небо усыпанное звездамм, наверное такое можно увидеть только в горах и в пустыне. На вряд ли хоть одна фотография сможет передать эту красоту. Далеко на горизонте сверкали молнии, но какое то неизвестное чувство вселяло уверенность что до нас гроза не дойдет. Поужинав под звездами при газовой лампе, отправились спать.
День третий.
Не зря в сказках говорят - "утро вечера мудренее", с утренним кофе стало понятно, жизнь налаживается.
Вложение:
DSC_0242.JPG [ 6.05 MiB | Просмотров: 3618 ]
Пока завтракали и собирались, на старом грузовичке к нам поъехали местные. Один из которых с гордостью сообщил что мы стоим на его земле. После этого сообщения он счел свои долгом поинтересовался что мы здесь делаем, ответ "Завтракаем" видимо его устроил и он уехал в неизвестном направлении. Каких то 3 часа и мы наконец то добрались до места, где должны были быть еще вчера. Хребет Актолагая или попросту Меловые горы - уникальное по своей природе место. Вокруг на сотни километров степь, а тут бах, откуда не возьмись горы, белоснежного цвета. В общем смотрите сами.
Вложение:
DSC_0270.JPG [ 5.15 MiB | Просмотров: 3610 ]
Вложение:
DSC_0318.JPG [ 6.13 MiB | Просмотров: 3618 ]
Вложение:
DSC_0321.JPG [ 5.52 MiB | Просмотров: 3618 ]
Вложение:
DSC_0323.JPG [ 6.1 MiB | Просмотров: 3618 ]
Вложение:
DSC_0324.JPG [ 4.45 MiB | Просмотров: 3616 ]
Вложение:
DSC_0340.JPG [ 5.58 MiB | Просмотров: 3610 ]
Вложение:
DSC_0412.JPG [ 6.52 MiB | Просмотров: 3616 ]
Вложение:
DSC_0414.JPG [ 6.86 MiB | Просмотров: 3616 ]
Вложение:
DSC_0425.JPG [ 4.74 MiB | Просмотров: 3616 ]
Вложение:
DSC_0431.JPG [ 6.45 MiB | Просмотров: 3616 ]
Пока гуляли и катались, встретили несколько экипажей, таких же экспедиционников как мы.
Вложение:
DSC_0272.JPG [ 5.9 MiB | Просмотров: 3616 ]
Как узнали из разговора с ними, тему про "правильные дороги" и азимут, они изучали так же как и мы, методом проб и ошибок. Обратно к цивилизации поехали, другой дорогой, более короткой и более простой. Во всех отчетах которые мы читали, пишут что на асфальт выезжали на "сухих баках". Из-за наших плутаний по степи, у нас осталось около четверти бака бензина, и около три балона газа. Если бы не наш внушительный запас хода в 900 км, мы бы вам написали тоже самое. Так что кто соберется в степь, не забудьте что заправок там нет.
Вот в таком виде мы выбрались к асфальту
Вложение:
DSC_0446.JPG [ 5.8 MiB | Просмотров: 3616 ]
Дальше нам нужно переброситься на полуостров Мангышлак, где нас ждет продолжение маршрута.